РЕЗЮМЕ

Потапова Светлана Ильинична

Дата рождения: 5 января 1968 года

Образование: высшее, Томский государственный педагогический институт,1990г.

Специальность: учитель химии и биологии (диплом ФВ №333286 от 3.07.90 г.)

Должность: учитель химии и биологии МОУ «Верхоянская средняя общеобразовательная школа им. М.Л.Новгородова».

Общий трудовой стаж: 20 лет

Педагогический стаж: 20 лет

Квалификационный разряд: I категория

Год предыдущей аттестации: 2006г.

Награды: Отличник образования Республики Саха (Якутия),2010г; Почетная грамота Министерства образования Республики Саха (Якутия) за 1998г, 2003г, 2005г.

Курсы повышения квалификации:

           2005 г. – проблемные курсы по теме: «Опыт разработки оптимального ритма учебного года в условиях Заполярья»;

           2005 г. – фундаментальные курсы по теме: «Психологическое сопровождение в методике здоровьесберегающего пространства»;

           2007 г. – курсы по теме «Предпрофильное, профильное  обучение «Сатабыл» в системе модернизации и дуального образования».

 

Эссе

 После окончания школы в 1985 году я поступила в Томский Государственный педагогический институт им. Ленинского комсомола на биолого-химический факультет. Выбор профессии был предопределен тем, что моя семья – семья учителей. Родители мои – преподаватели математики. Как зачастую бывает в семьях педагогов, достаточно много времени в дошкольном возрасте я проводила в кабинетах, коридорах школы, порой допоздна, дожидаясь окончания очередного мероприятия. В начальной школе – играть в «учителя» с подружками… И как-то незаметно дух этой профессии проник в меня.  К тому же были мои учителя, внесшие свой вклад в моем становлении.

И вот сегодня, уже 20 лет я преподаю химию – предмет, который открывает и помогает глубже познавать тайны природы. Я иду на урок, чтобы заложить основы науки, без которой немыслима вся современная цивилизация. Нет ничего прекрасней, интересней этой науки. Какие возможности открываются людям, познающим эту науку. Не так уж много найдется наук, которые столь же мощно повлияли на развитие цивилизации, как химия. Основоположник отечественной науки Михаил Васильевич Ломоносов справедливо заметил: «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие…» Прошли века, а слова эти не затерялись, не утратили своего смысла. Химия кормит, поит, одевает, обувает, строит, добывает полезные ископаемые, позволяет взлетать в космос и опускаться на дно океана, создавать вещества, которых не знала природа. Очень нелегко сегодня назвать область человеческой деятельности, где бы ни использовались ее достижения. Химия и жизнь неразрывно связаны. Химия вокруг нас – такова особенность XXI века. Дома и в школе, на улице и на работе нас окружают тысячи самых разнообразных вещей, в состав которых входит еще больше различных веществ. Независимо от нашего желания мы подвергаемся действию многих таких веществ. Поэтому невредно знать о свойствах веществ, чтобы грамотно вести себя по отношению к ним. Минимальные химические знания необходимы всем жителям, чтобы сохранять свое здоровье, а иногда и жизнь. XXI век – век нанотехнологии. Государство поставило перед страной задачу перехода на новейший уровень техники – нанотехнологический. Развитие нанотехнологии невозможно без наноматериалов, а создание наноматериалов невозможно без знания структуры и свойств веществ. Само время заставляет изменить отношение к естественным наукам, одной из которых является химия. Предстоящий 2011 год объявлен ООН Годом химии. Объявление 2011 г. Международным годом химии должно помочь обществу осознать, насколько важно дальнейшее развитие химии для роста благосостояния людей, для борьбы с болезнями и бедностью, для поддержания экологического здоровья нашей планеты, для повышения качества жизни людей.

К сожалению, по данным российских опросов, именно химию многие школьники считают одним из самых нелюбимых предметов, а большинство учеников не в состоянии как-либо использовать химические знания в реальной жизни. Подтверждение тому – последние результаты исследований PISA, проверяющие естественнонаучную грамотность учащихся, где Россия занимает диапазон 33-38 мест. Химия – как школьный предмет представляется детям набором абстрактных формул и уравнений, виновницей экологических бедствий и вредной добавкой к продуктам питания. Достаточно вспомнить навязчивую фразу из рекламных роликов «Химии нет!». Негативное отношение к химии и у большинства взрослого населения (здесь под словом «химия» я подразумеваю не школьный предмет, а химическую промышленность, технологию и её продукцию). С чем связана такая «хемофобия»?  Конечно, причин такого явления много. Одна из проблем, по моему мнению,  – это сокращение количества часов на изучение химии. По федеральному базисному учебному плану на изучение химии отводится 2 часа в 8-м и 9-м классах и по 1 часу в 10-11 классах. В сжатые временные рамки невозможно качественно освоить программу. Изобилие информации, сложность материала и отсутствие времени на закрепление приводит к перегрузке школьника. И как следствие – снижение мотивации к изучению предмета. Что же делать учителю при сложившихся проблемах современного химического образования? Один из мощнейших рычагов в обучении – это интерес ребёнка. Поэтому, необходимо использовать все возможности для того, чтобы ученику было интересно, чтобы он учился с увлечением, чтобы процесс обучения был творческим, запоминающимся. Все это можно реализовать при деятельностном подходе, чтобы учащийся сам работал на уроке. Получил удовлетворение от самостоятельно приобретенных знаний.

Я считаю, что главная задача учителя химии не спугнуть ученика, пришедшего изучать новую дисциплину, декларативным преподаванием, а создать все условия для активного процесса познания и приобретения умений и навыков каждым школьником  в ходе индивидуального поиска научной истины.

Кто я? Какой я учитель? Чем живу я, и чем живут мои ученики? Интересно ли им учиться? Не "отбила" ли я им руки, навязывая "свою любимую науку"? – вот  те злободневные вопросы, на которые я пытаюсь ответить каждый день. И пока они меня интересуют, наверно, я и существую как настоящий Учитель.

2.1. Образовательная программа

Сегодня учителю предоставлена возможность широкого выбора программы, учебно-методических комплектов. Ряд лет я работала по авторской программе и УМК Гузея Л.С., Суровцевой Р.П., Сорокина В.В. Так как с прошлого учебного года учебники этих авторов не вошли в перечень рекомендованных и допущенных МО РФ для обучения химии в основной школе, в данное время я работаю по авторской программе Н.Н.Гара. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, основным требованиям образовательных программ.

Обоснование выбора данной программы:

1.     Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

2.     В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Реализуется данная программа в учебниках авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, вновь переизданных издательством «Просвещения». Содержание учебников соответствует требованиям:

1.     Материал доступен для понимания, изложен последовательно; полному усвоению материала помогают многочисленные схемы и таблицы.

2.     Подбор заданий и вопросов для самостоятельной работы разнообразен и интересен, сложность разная (т.е. возможность дифференцированного опроса);

3.     Лабораторные опыты и практические занятия в полном объёме дополняют теоретический материал и дают возможность вырабатывать практические навыки.

2.2. Педагогические технологии

В своей работе наряду с традиционной применяю следующие технологии: проблемное обучение, технологию  уровневой дифференциации, интегрированное обучение.

Проблемное обучение

Современная школа должна выпускать самостоятельную, личность, способную принимать решения, изложить свою точку зрения, решать нестандартные задачи, т.е. обладающую различными компетенциями. В связи с этим на своих уроках применяю компетентностный подход в обучении и много времени на уроках уделяю проблемному обучению.

Сегодня под проблемным обучением понимается  такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

-         осознание проблемной ситуации;

-         формулировка проблемы на основе анализа ситуации;

-         решение проблемы

-         проверка решения.

Создание учебной проблемной ситуации – это форма предъявления ученику учебной задачи. Вся учебная деятельность может заключаться в планомерном и последовательном выстраивании учителем проблемных ситуаций и их разрешении учениками посредством учебных действий.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности учащихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения, направленный на развитие познавательных и творческих способностей и овладение способами самостоятельной деятельности. 

Для реализации проблемной технологии необходимы:

-         отбор актуальных, сущностных задач;

-         определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

-         построение оптимальной системы проблемного обучения;

-         создание методических пособий;

-         подбор средств обучения;

-         личностный подход учителя, способный вызвать и направлять активную познавательную деятельность ученика.

Назначение проблемного урока:

-         приобретение ЗУН;

-         активизация и развитие мыслительных действий (анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение и т.д.);

-         развитие творческого начала.

Интегрированное обучение

Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Процесс интеграции наук в школьном обучении реализуется через межпредметные связи. Принцип межпредметных связей представляет собой конкретизацию общего дидактического и методологического принципа систематичности обучения, важного не только для более успешного и прочного усвоения знаний, но и формирования у обучаемых особого типа мышления – системного. Межпредметная интеграция является важным путём совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Содержательные и целенаправленные межпредметные интеграции вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, имеют определённые преимущества для учащихся.

Преимущества интеграции для учащихся:

-         Формируется познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся, повышается мотивация.

-         Способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической и прикладной.

-         Позволяет систематизировать знания.

-         Способствует развитию устной и письменной речи.

-         Способствует развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления учащихся.

-         Формирует в большей степени общеучебные и рациональные навыки учебного труда.

Преимущества интеграции для учителя:

-         Более эффективное использование учебного времени;

-         Увеличение времени на отработку практических умений и навыков;

-         Использование современных форм обучения;

-         Повышение роста профессионального мастерства учителя.

Использование новых методов и приемов, основанных на интеграции межпредметных связей развивает: интерес к познанию естественных наук; познавательную активность, открытость для нового опыта; умение не только проникнуть в сущность природных и мировых общественных явлений, но и найти для этой цели разные способы объяснения; активность мыслительной деятельности; способность произвести перенос знаний и способов деятельности в новые условия; умение вести диалог, сотрудничать.

Важно учитывать следующие этапы при планировании и проведении интегрированных уроков. Первый шаг к интегрированию – совместное тематическое планирование с учителем другого предмета с целью согласования, сближения предметных знаний. Второй этап:  выделение элементов интеграции и определение их содержания, требований к знаниям и умениям, уровням и формам интеграции. В соответствии с задачами урока определяются формы организации познавательной деятельности. Ко всем интегрированным урокам разрабатываются специальные инструкции и задания для групп, объединяющие вопросы по интегрируемым дисциплинам. Важен этап анализа, где необходимо проанализировать повышение учебной мотивации учащихся к изучению химии.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

1.     Предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

2.     Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

3.     Большой информативной емкостью информативного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1.     В интегрированном уроке объединяются блоки 2-3 различных предметов, поэтому очень важно правильно определить главную цель интегрированного урока.

2.     Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3.     При проведении интегрированного урока учителями разных предметов требуется тщательная координация действий.

Такие уроки нужно периодически проводить, где дети увидели бы взаимосвязь между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими уроками могут интегрированные уроки по географии и химии, математике и химии, физике и химии, русской литературе и химии и т.д.

Технология укрупнения дидактических единиц

Один из путей позволяющих добиться того, чтобы ученик за меньшее, чем прежде, время овладел необходимым объемом знаний при сокращении часов на изучение – внедрение блочного обучения или идеи укрупнения дидактических единиц в школьную практику.

Понятие укрупнение единицы усвоения включает следующие взаимосвязанные подходы к обучению: 

1.     совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий, действий;

2.     обеспечение единства процессов составления и решения задач;

3.     рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий (в частности деформированных упражнений);

4.     обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного понятий

Обучение строится по следующей схеме:

1.     Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.

2.     Выделение в целом элементов и их взаимоотношений.

3.     Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.

Таким образом, главной особенностью содержания технологии является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов, а в ряде случаев, и внутри блока родственных учебных предметов.

Данную технологию использую  при изучении разделов “Металлы” и “Неметаллы” курса химии 9 класса. Три программные темы “Подгруппа углерода”, “Подгруппа азота” и “Подгруппа кислорода” объединяются на основе идей параллельного структурирования и укрупнения дидактических единиц обучения. Это возможно потому, что, при изучении подгруппы химических элементов, прорабатываются одни и те же структурно-родственные понятия, обладающие информационной общностью.

Это: химический элемент, простое вещество, летучее водородное соединение, оксиды, гидроксиды, соли. Когда изучается каждый элемент отдельно, учащиеся нацеливаются на изучении конкретных, частных свойств химических элементов, простых веществ и соединений. При этом не обращается внимание на возможность их параллельного рассмотрения. При таком подходе не систематически применяются изученные ранее теоретические положения, для прогнозирования свойств веществ. Учащиеся лишены возможности приобрести обобщенное умение, т.е. отрабатывать алгоритм характеристики элемента, его соединения. Для устранения этого учебный материал по разделу рассматривается параллельно.

В нашей школе классы не одинаковые по уровням обученности и обучаемости – поэтому я использую дифференцированный подход. С одаренными детьми провожу соответствующую их уровню усвоения работу с учетом дальнейшего роста развития. Есть у нас и слабые дети, и такие, которые не сильно хотят учиться. К таким детям у меня специальный подход. На мой  взгляд, главное – доброта, доброжелательность, сотрудничество. Постоянная мотивация, особенно поощрения, привитие интереса. Даю им задания, соответствующие их уровню усвоения, чтобы они могли с ним справиться, чтобы не пропал интерес. Если успешно справляются – задание усложняю.

 

Календарно-тематическое планирование по химии на 2010-2011 учебный год

     В данном разделе приведены календарно-тематические планирования учебного материала по химии в некоторых классах. Примечания: звездочкой (*) обозначены материалы 2-го уровня, т.е. углубленного изучения. Количество часов увеличено за счет компонента образовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии

для изучения предмета по УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана. 9 класс

(3  часа в неделю в течение года, всего 102 часа)

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

 

Класс

Количество часов в неделю

согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный

компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

9 а

 

2

 

1

Программа курса химии для 8-11

 классов общеобразовательных

учреждений. Автор Н.Н.Гара.

Просвещение 2008г.

Рекомендован МО и науки РФ 2010г.

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Учебник «Химия 9». «Просвещение».Москва. 2008г.

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Учебник «Химия 9». «Просвещение».Москва. 2008г.

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

№ урока

Дата

проведения

 

Тема занятия

Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков

Лабораторные опыты

Задания на дом по учебникам

Примечание

1

2

3

4

5

6

Повторение основных вопросов курса 8 класса(4 часа)

1

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

 

 

По записям

 

2

Основные типы химической связи

 

 

По записям

 

3

Основные классы неорганических соединений

 

 

По записям

 

4

Химические свойства основных классов неорганических соединений

 

 

По записям

 

Тема:  Электролитическая диссоциация (18 часов)

5 (1)

Электролиты и неэлектролиты

Электролит. Неэлектролит.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на элект­рическую проводимость.

§1, стр.3-5

 

 

6 (2)

Сущность процесса электролити­ческой  диссоциации

Электролитическая диссоциация, гидратация.

 

§1, стр.4-6

 

7 (3)

Растворение – физико-химический процесс

Кристаллогидраты. Кристаллическая вода

 

§1, стр.5-9

 

 

 

8 (4)

Диссоциация кислот, щелочей и солей

Кислоты, щелочи и соли с точки зрения ТЭД. Ступенчатая диссоциация кислот. Ион гидроксония

 

§2, стр.9-11.

Упр.3. стр.22

 

9 (5)

Упражнения в составлении уравнений диссоциации

 

 

§2, стр.9-11

 

10 (6)

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

 

§3, стр.11-13

 

11 (7)

Реакции ионного обмена*

Реакции ионного обмена: полные и сокращенные ионные уравнения. Обратимые и необратимые химические реакции

 

§4, стр.13-17

 

12 (8)

Реакции ионного обмена*

Отработка алгоритма составления полных и сокращенных уравнений ионных реакций

 

§4, стр.13-17

 

13 (9)

Лабораторная работа «Реакции обмена между растворами электролитов»

 

Лабораторная работа «Реакции обмена между растворами электролитов»

§4, стр.23

 

14 (10)

Окислительно-восстановительные реакции*

ОВР. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление

 

§5, стр.17-19

 

15 (11)

Окислительно-восстановительные реакции*

 

 

§5, стр.17-19

 

 

 

16 (12)

Окислительно-восстановительные реакции (урок-практикум)

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса в ОВР

 

§5, стр.17-19

 

17 (13)

Гидролиз солей*

Гидролиз солей. Гидролиз по катиону и аниону. Гидролиз с разложением соединения

Действие индикаторов на растворы солей

§6, стр.20-21

 

18 (14)

Гидролиз солей*

Гидролиз солей. Гидролиз по катиону и аниону. Гидролиз с разложением соединения

Действие индикаторов на растворы солей

§6, стр.20-21

Пр. р. стр.24

 

19 (15)

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

 

Практическая работа №1

стр.24

 

20 (16)

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Электролитичес­кая диссоциация».

 

 

§§1-6, стр.4-24

Подготовка к к/р

 

21 (17)

Контрольная работа № 1 «Т.Э.Д. Окислительно-восстановительные реакции»

 

 

 

 

22 (18)

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

 

 

 

 

Тема: Галогены (7 часов)

23 (1)

Общая характеристика галогенов по положению в периодической системе.

 

 

По записям

 

24 (2)

Хлор: химические свойства, получение, применение. *

 

 

По записям

 

 

 

25 (3)

Хлороводород. *

 

 

По записям

 

 

 

26 (4)

Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. *

 

 

По записям

Пр. р.

 

27 (5)

Практическая работа № 2 Экспериментальное решение задач по теме «Соединения галогенов».

 

Практическая работа № 2

 

 

28 (6)

Обобщение и систематизация знаний.

 

 

По записям

Подготовка к к/р

 

29 (7)

Контрольная работа № 2 «Галогены». Контрольная работа № 2 «Галогены».

 

 

 

 

Тема:  Кислород и сера (15 часов)

30 (1)

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода по положению в периодической системе Д.И.Менделеева

 

 

§7, стр.25-26

 

31 (2)

Кислород и озон. Аллотропия.

Аллотропия. Аллотропная модификация.

Озон – как простое соединение

 

§8, стр.26-28

 

32 (3)

Сера: нахождение в природе, физические, химические  свойства, получение, применение.

Аллотропные модификации (ромбическая, моноклинная). Флотация.

 

§§9,10, стр.28-30

 

33 (4)

Сероводород. Сульфиды

Сульфиды, гидросульфиды. Сероводород.

Распознавание сульфид-ионов в растворе

§11, стр.31-32

 

34 (5)

Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли

Сернистый газ. Сульфиды и гидросульфиды

Распознавание сульфит-ионов в растворе

§12, стр.33-34

 

35 (6)

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли

Сульфаты. Гидросульфаты Сульфаты. Гидросульфаты

Распознавание сульфат-ионов в растворе

§13, стр.34-36

 

36 (7)

Окислительные свойства серной кислоты

Серный ангидрид. Олеум. Взаимодействие конц. серной кислоты с металлами

 

§13, стр.36

Пр. р. стр.43

 

37 (8)

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

 

Практическая работа №3.

 

 

38 (9)

Скорость химических реакций и факторы на неё влияющие*.

Скорость химических реакций и факторы на неё влияющие.

 

§14, стр.39-40

 

 

 

39 (10)

Скорость химических реакций и факторы на неё влияющие. *

 

 

§14, стр.39-40

 

 

 

40 (11)

Химическое равновесие*

Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье

 

§14, стр.41-42

 

 

 

41 (12)

Производство серной кислоты контактным способом

Общие научные принципы производства

 

§14, стр.41-42

 

 

 

42 (13)

Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ

Умение решать расчетные задачи

 

 

 

43 (14)

Обобщение систематизация знаний.

 

 

§ §7-14, стр.25-42 Подготовка к к/р

 

44 (15)

Контрольная работа № 3 «Подгруппа кислорода».

 

 

 

 

Тема:  Азот и фосфор (15 часов)

45 (1)

Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов

 

 

§15, стр.44-45

 

46 (2)

Азот: строение, физические, химические свойства.

 

 

§16, стр.45-46

 

47 (3)

Аммиак: строение, физические, химические свойства, применение, получение. *

Ион аммония, донорно-акцепторный механизм

 

§17, стр.47-50

 

48 (4)

Аммиак: строение, физические, химические свойства, применение, получение. *

 

 

§17, стр.47-50

 

49 (5)

Соли аммония.

Соли аммония. Двойные соли

Взаимодействие солей аммония со щелочами

§18, стр.50-51

Пр.р. стр.72

 

50 (6)

Практическая работа №4. Получение амми­ака и изучение его свойств.

 

Практическая работа №4.

 

 

51 (7)

Азотная кислота. Строение молекулы и получение

Химизм получения азотной кислоты

 

§19, стр.53-54

 

 

 

52 (8)

Окислительные свойства азотной кислоты

Окислительные свойства азотной кислоты. Взаимодействие с металлами

 

§19, стр.54-56

 

53 (9)

Соли азотной кислоты

Нитраты и особенности их разложения при нагревании

Качественная реакция на нитрат-ион

§20, стр.56-58

 

 

 

54 (10)

Фосфор. Аллотропия и свойства

Белый, красный и черный фосфор

 

§ 21,  стр.60-62

 

 

 

55 (11)

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Фосфорный ангидрид. Ортофосфорная кислота. Гидрофосфат-ион, дигидрофосфат-ион.

 

§22, стр.63-65

 

56 (12)

Минеральные удобрения

Простые и сложные минеральные удобрения

Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

§23, стр.65-69

Пр.р. стр.73

 

57 (13)

Практическая работа №5. Определение ми­неральных удобрений

 

Практическая работа №5.

§§15-23

 

 

58 (14)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота».

 

 

§§ 15-23

 

59 (15)

Зачет – тестирование

 по теме: «Азот и фосфор».

 

 

 

 

Тема. Углерод и кремний (11 часов)

60 (1)

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода

Аллотропия углерода. Алмаз, графит, карбин, фуллерены

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Ознакомление с различными видами топ­лива

§§24,25 стр.76-80

 

61 (2)

Химические свойства углерода. Адсорбция

 

Адсорбция. Десорбция. Активированный уголь

 

§25, стр.81-82

 

62 (3)

Угарный газ: свойства и физиологическое действие на организм

Газогенератор. Генераторный газ.

Газификация топлива

Явление адсорбции на примере активированного угля

§26, стр.82-84

 

63(4)

Вычисления по химическим урав­нениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

 

 

 

 

64 (5)

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли

Карбонаты. Гидрокарбонаты

Качественные реакции на карбонат- ионы.

§§27,28, стр.84-90

Пр.р. стр.102

 

65 (6)

Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распо­знавание карбонатов.

 

Практическая работа №6.

 

 

66 (7)

Кремний и его свойства.

Кварц, карборунд, силициды

 

§30, стр.91-92                  

 

 

 

67 (8)

Кислородные соединения кремния.

Силикаты.

 

§§31,32, стр.92-96

 

 

 

68 (9)

Силикатная промышленность.

Силикатная промышленность, керамика, стекло, цемент

 

§33, стр.96-100

 

 

 

69 (10)

Обобщение и повторение материала тем: «Азот и фосфор. Углерод и кремний».

 

 

§§15-33

Подготовка к к/р

 

70 (11)

Контрольная работа №4 по темам: «Азот и фосфор. Углерод и кремний».

 

 

 

 

Тема:  Общие свойства металлов (14 ч)

71 (1)

Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Физические свойства металлов

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка

Рассмотрение образцов металлов

§§34-36, стр.103-107

 

72 (2)

Химические свойства металлов.  Ряд напряжений металлов.

Электрохимический ряд напряжения металлов (ряд стандартных электродных потенциалов металлов)

Взаимодействие металлов с растворами солей

§37, стр.107-110

 

73 (3)

Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства и применение

Соли щелочных металлов. Аномальные свойства щелочных металлов

Соли щелочных металлов. Аномальные свойства щелочных металлов

§39, стр.114-118

 

74 (4)

Кальций и его соединения

Соединения кальция, особенности химических свойств

Ознакомление с природными соединениями кальция

§§40,41,  стр.119-122

 

75 (5)

Жесткость воды и способы ее устранения

Жесткость воды. Понятие о титровании

 

§41, стр.123-124

 

 

 

76 (6)

Алюминий: физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия*

Понятие «амфотерность» на примере соединений алюминия

Получение гидроксида алюминия по реакции обмена. Взаимодействие гидроксида алюминия с кислотой и щелочью

§42, стр.125-130

Пр.р. стр.131

 

77 (7)

Практическая работа №7. Решение экспери­ментальных задач по теме «Элементы IA— ША-групп периодической таблицы химичес­ких элементов».

 

Практическая работа №7.

 

 

78 (8)

Железо: нахождение в природе и свойства

Железо в свете представлений об ОВР.

 

§43, стр.132-134

 

 

 

79 (9)

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III) *

Химические свойства основных соединений железа в разных степенях окисления. Понятие о коррозии

Получение гидроксидов железа (II), (III) и взаимодействие их с кислотами

§44, стр.134-135

 

80 (10)

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды

Металлургия, чугун, сталь, легированные сплавы

 

§§35,45,46,47

стр.104,138-146

 

81 (11)

Сплавы, их применение

Сплавы, интерметаллические соединения

 

§38, стр.110-111

Пр.р. стр.136

 

 

82 (12)

Практическая работа №8. Решение экспери­ментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

 

Практическая работа №8.

 

 

83 (13)

Обобщение и повторение материала темы: «Общие свойства металлов».

 

 

§ §34-44

Подготовка к к/р

 

84 (14)

Контрольная работа №5 по теме: «Общие свойства металлов».

 

 

 

 

Тема: Первоначальные представления об органических веществах. Введение в органическую химию  (14 часов)

85

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Положения теории органических соединений А.М. Бутлерова

Органические вещества. Химическое строение. Структурные формулы

 

§§48,49, стр.148-152

 

86

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений

Изомерия. Изомеры. Функциональные группы

 

§50, стр.152-154

 

87

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Углеводороды. Алканы. Гомология. Гомологи. Гомологическая разность

Модели молекул органических соедине­ний. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

§51, стр.154-156

 

88

Непредельные углеводороды. Этилен. Физи­ческие и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды (алкены). Международная номенклатура алкенов. Полимеризация

Модели молекул органических соедине­ний. Качественные реакции на этилен.

 

§52, стр.156-157

 

89

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах

Ацетиленовые углеводороды (алкины). Тройная связь. Диеновые углеводороды (алкадиены). Циклоалканы

 

§§52, 53, стр.157-160

 

90

Природные источники углеводородов. При­родный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

 

Бензин. Керосин. Мазут. Нефтехимическая промышленность

Образцы неф­ти и продуктов их переработки.

§54, стр.161-162

 

91

Решение расчетных задач. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

 

 

 

 

92

Одноатомные спирты. Метанол и этанол: физиологическое действие на организм человека

Одноатомные предельные спирты. Радикал. Функциональная группа. Гидроксильная группа

 

§55, стр.164

 

93

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин

Многоатомные спирты. Качественная реакция

 

§55, стр.165

 

 

 

94

Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты

Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа

 

§56, стр.165-167

 

 

 

95

Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры

Сложные эфиры. Мыла

 

§56, стр.165-168

 

 

 

96

Жиры. Биологическая роль жиров

Жиры. Калорийность пищи

 

§56

 

 

 

97

Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль

Углеводы. Гидролиз крахмала

Качественные реакции на глюкозу

§57, стр.168-170

 

98

Белки. Состав и биологическая роль

Аминокислоты. Незаменимые аминокислоты. Белки. Высокомолекулярные соединения. Гидролиз белков. Ферменты и гормоны

 

§58, стр.170-171

 

99

Полимеры. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид

Макромолекулы. Полимер. Мономер. Элементарное звено. Степень полимеризации

 

§§59, 60,стр.172-178

 

 

100

Обобщение и повторение материала темы: «Органическая химия».

 

 

§§48-60, стр.148-178

Подготовка к к/р

 

101

Контрольная работа №6 по теме: «Органическая химия».

 

 

 

 

102

Анализ результатов контрольной работы. Итоговый урок.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии

для изучения предмета по УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана. 11 класс

(2  часа в неделю в течение года, всего 68 часов)

 

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю

согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный

компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

11 а

 

1

 

1

Программа курса химии для 8-11

 классов общеобразовательных

учреждений. Автор Н.Н.Гара.

Просвещение 2008г.

Рекомендован МО и науки РФ 2010г.

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Учебник «Химия 11». «Просвещение».Москва. 1992г.

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Учебник «Химия 9». «Просвещение».Москва. 1992г.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

проведения

 

Тема занятия

Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков

Лабораторные опыты

Задания на дом по учебникам

Примечание

1

2

3

4

5

6

Тема: Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения. (4 часоа)

1

Амины: строение, свойства, получение.

Азотсодержащие органические соединения, амины, аминогруппа

 

§1, стр.5-7

 

2

Анилин – ароматический амин. *

Анилин, взаимное влияние атомов в молекуле аминов

 

 

 

§1, стр.7-8

 

3

Аминокислоты: изомерия, номенклатура, свойства и применение.

Аминокислота, карбоксильная группа, аминогруппа, пептидная (амидная) связь, пептиды

 

§2, стр. 8-11

 

4

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях.

Азотсодержащие гетероциклические соединения (пиррол, пиридин), гетероатом, пуриновые и пиримидиновые основания.

 

§3, стр.14-16

 

Тема: Белки. Нуклеиновые кислоты.(2 часа)

5 (1)

Белки  - природные полимеры. Состав, структура, строение и свойства

Белки, полипептиды, структура молекулы белка. Качественные реакции на белок

Качественные реакции на белок

§1, стр.18-22

 

6 (2)

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеотиды, полинуклеотиды, двойная спираль

 

 

 

§2, стр.22-24

 

Тема 13. Синтетические полимеры (7 часов)

7 (1)

Понятия о высокомолекулярных соединениях.

Полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации, стереорегулярное и стереонерегулярное строение полимера.

 

§1, стр. 25-26

 

8 (2)

Пластмассы, строение, свойства, применение.

Полиэтилен, полипропилен, термопластичнось, термореактивность.

 

§1, стр.26-31

 

9 (3)

Синтетические волокна.

Реакции сополимеризации. Химические волокна, синтетическое волокно.

Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон

 

§3, стр.34-36

 

10 (4)

Синтетические каучуки.

 

Ознакомление с образцами синтетических каучуков.

§2, стр.31-33

 

11 (5)

Практическая работа №1.

Распознавание пластмасс и волокон.

 

Практическая работа №1. Распознавание пластмасс и волокон

Стр.44

 

12 (6)

Обобщение знаний по курсу органической химии.

 

 

Подготовка к контрольной работе

Стр. 5-35

 

13 (7)

Контрольная работа №1 по темам: «Амины и аминокислоты. Жиры. Белки. Синтетические полимеры».

 

 

 

 

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 часа)

14 (1)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества*

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества

 

§1, стр.55

 

15 (2)

Закон сохранения массы вещества. Закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. *

Химические законы

 

§2, стр.55-56

 

16 (3)

Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения*

Химические законы

 

§2, стр.57

 

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атом (4 часа)

17 (1)

Строение электронных оболочек атомов химических элементов*

Орбиталь, s-, p-, d-орбитали, энергетические подуровни, спин, спаривание электронов

 

§1, стр.58-64

 

18 (2)

Строение электронных оболочек атомов химических элементов*

Орбиталь, s-, p-, d-орбитали, энергетические подуровни, спин, спаривание электронов

 

§1, стр.58-64

 

19 (3)

Положение в периодической система Д.И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов

Лантаноиды. Актиноиды. Искусственно полученные элементы

 

§2, стр.65-66

 

20 (4)

Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов

Валентные возможности. Свободные орбитали, донор, акцептор. Донорно-акцепторный механизм образования водородной связи

 

§3, стр.66-70

 

Тема 3. Строение вещества (8 часов)

21 (10

Виды и механизмы образования химической связи*

Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Обменный и донорно-акцепторный механизм образования связи

 

§1,  стр.72-76

 

22 (2)

Характеристики химической связи*

Длина, энергия, направленность, насыщаемость химической связи.

 

§2, стр.77-78

 

23 (3)

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ*

Форма молекулы (линейная, угловая, плоская, треугольная, тетраэдрическая)

 

§2, стр.77-78

 

24 (4)

Типы кристаллических решеток и свойства веществ

 

 

 

 

§3, стр.79-80

 

25 (5)

Причины многообразия веществ

Изотопия. Аллотропия. Изомерия. Гомология

 

 

 

По записям

 

26 (6)

Дисперсные системы

Дисперсная система, гомогенные и гетерогенные системы. коллоидный раствор, коагуляция

 

§4, стр.80-84

 

27 (7)

Урок обобщения и повторения материала по темам 1-3. Решение расчетных задач

 

 

стр.55-84

подготовка к контрольной работе

 

28 (8)

Контрольная работа №2 по темам 1-3

 

 

 

 

Тема 4. Химические реакции (13 часов)

29 (1)

Классификация химических реакций

Обратимые и необратимые реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Правило протекания реакций в растворах

 

§1, стр.85-86

 

30 (2)

Окислительно-восстановительные реакции

ОВР.

 

 

 

 

§1, стр.86-88

 

31 (3)

Скорость химической реакции

Химическая кинетика. Гомогенная и гетерогенная среда. Энергия активации. Кинетическое уравнение реакции. Катализ, катализатор, ингибитор

 

§2, стр.89-92

 

32 (4)

Скорость химической реакции

Химическая кинетика. Гомогенная и гетерогенная среда. Энергия активации. Кинетическое уравнение реакции. Катализ, катализатор, ингибитор

 

 

§2,  стр.89-92

 

33 (5)

Практическая работа №2. Влияние различных факторов на скорость химической реакции*

 

Практическая работа №2.

 

 

 

34 (6)

 

Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. *

Принцип Ле-Шателье.

 

 

 

По записям

 

35 (7)

Производство серной кислоты контактным способом

Кипящий слой, принцип противотока, принцип теплообмена

 

По записям

 

36 (8)

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Водородный показатель

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Водородный показатель (рН).

 

По записям

 

37 (9)

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Водородный показатель

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Водородный показатель (рН).

 

По записям

 

38 (10)

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена

 

 

 

 

По записям

 

39 (11)

Гидролиз органических и неорганических веществ*

Гидролиз. Омыление

 

 

 

По записям

 

40 (12)

Урок обобщения и повторения материала по теме 4. Решение расчетных задач

 

 

§§1-2 стр.85-93

 

41 (13)

Контрольная работа №3 по темам 1-4

 

 

 

 

Тема 5. Металлы (13 часов)

42 (1)

Общая характеристика металлов

Металлы, особенности строения атомов, физические и химические свойства. Классификации металлов.

 

 стр.94-95

 

43 (2)

Химические свойства металлов

 

 

 

 

§2, стр.96-99

 

44 (3)

Общие способы получения металлов*

Пирометаллургия. Гидрометаллургия. Алюминотермия

 

§1, стр.96

 

45 (4)

Электролиз расплавов и растворов веществ*

Электролиз. Анод. Катод. Закон Фарадея

 

 

 

По записям

 

46 (5)

Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. *

Коррозия. Химическая коррозия, электрохимическая коррозия

 

По записям

 

47 (6)

Металлы главных подгрупп периодической системы химических элементов.

 

 

§2, стр.96-99,

таблица 11, стр.100

 

48 (7)

Металлы главных подгрупп периодической системы химических элементов.

Гидриды металлов

 

§2, стр.96-99,

таблица 11, стр.100

 

49 (8)

Металлы побочных подгрупп периодической системы химических элементов.

 

 

§3-6, стр.99-110

 

50 (9)

Металлы побочных подгрупп периодической системы химических элементов.

Положение хрома и железа в периодической системе

 

§7-8, стр.111-115

 

51 (10)

Оксиды и гидроксиды металлов

Оксиды и гидроксиды металлов. Гидролиз.

 

 

 

§10, стр.116-120

 

52 (11)

Сплавы металлов.

Сплавы

 

§9,  стр.115

Таблицы 16-18, стр.116-118

 

53 (12)

Обобщение и повторение изученного материала

 

 

 

 

Глава V, стр.94-120

 

54 (13)

Контрольная работа №4 по теме «Металлы».

 

 

 

 

Тема 6. Неметаллы (8 часов)

55 (1)

Химические элементы -  неметаллы

 

 

 

 

§1, стр.122-123

 

56 (2)

Строение и свойства простых веществ – неметаллов

 

 

 

 

 

§1, стр.124-125

 

57 (3)

Водородные соединения неметаллов

 

 

 

 

 

§3, стр.137-140

 

58 (4)

Оксиды неметаллов*

 

 

 

 

 

§2,  стр.131-134

 

59 (5)

Кислородсодержащие кислоты*

 

 

 

 

 

§ 2, стр.135-136

 

60 (6)

Окислительные свойства азотной и серной кислот

 

 

 

 

 

§2,  стр.137

 

61 (7)

Обобщение и повторение изученного материала

 

 

 

 

§§1-3, стр.122-140 подготовка к контрольной работе

 

62 (8)

Контрольная работа №5 по теме «Неметаллы».

 

 

 

 

Тема 7. Генетическая связь органических и неорганических соединений (6 часов)

63 (1)

Генетическая связь неорганических и органических веществ

Генетическая связь. Органические соединения, их особенности

 

 

 

 

§1, стр.141-144

 

64 (2)

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

 

Практическая работа №3

 

стр.145

 

65 (3)

Решение экспериментальных задач по органической химии

 

Практическая работа №4

 

 

стр.145

 

66 (4)

Решение расчетных задач по курсу «Общая и неорганическая химия»

 

 

 

 

67 (5)

Обобщение

 

 

 

 

 

 

68 (6)

Итоговый контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по теме: «Глюкоза: строение и свойства»

10 класс

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма проведения: исследование в научной лаборатории.

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельные работы.

Цели:

Образовательные: познакомить с физическими и химическими свойствами глюкозы; закрепить на новом материале зависимость химических свойств от строения молекул; развить понятие о цикличном строении, о пространственной изомерии; научить составлять формулы изомеров, решать расчетные задачи, объяснять химические свойства на основе строения; соблюдать правила техники безопасности.

Развивающие: развитие исследовательских умений, умений работать с химическими реактивами; развитие интеллектуальных способностей в процессе самостоятельной работы с использованием различных источником информации.

Воспитательные: развивать умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения, работать в группе; воспитывать аккуратность, чувство товарищества, коллективизма, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование и реактивы: на столах учащихся – спиртовка, пробирки, держатель, спички, растворы глюкозы, сульфата меди (II), гидроксида натрия, аммиачный раствор оксида серебра; на столе учителя – растворы глюкозы, формалина, фуксинсернистой кислоты.

Ход урока.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, попробуйте угадать сами тему сегодняшнего урока. Вещество, о котором мы будем говорить, находится у меня на столе, его очень много в зеленых растениях, есть он и в организме человека.

УЧЕНИКИ (предполагают). Белки. Жиры. Углеводы.

УЧИТЕЛЬ. Правильно, данное вещество относится  к классу углеводов. Вы часто его покупаете в аптеке, но не для того. чтобы лечиться, а просто захотелось сладкого. Что это за вещество?

УЧЕНИКИ. Гематоген. Витамины. Глюкоза.

УЧИТЕЛЬ. Да, это глюкоза. Тема урока сегодня «Глюкоза: строении и свойства».

Наш класс превращается в научную лабораторию, где будут работать четыре группы над одной темой, и каждая группа должна дать ответы на следующие вопросы:

1.     К какому классу относится глюкоза?

2.     Каковы ее физические и химические свойства?

результатом работы вашей группы будет опорный конспект, в котором вы отразите свою работу. Эта может быть таблица, рисунок, уравнения химических реакций на одном листе.

I. Актуализация знаний.

Работа в группах. Каждая группа получает карточку с вопросами.

1.     Какие классы органических кислородсодержащих веществ были изучены ранее?

(Спирты, альдегиды, кислоты.)

2.     Вспомните функциональную группу спиртов и качественную реакцию на многоатомные спирты.

3.     Вспомните специфические реакции на альдегиды.

 

УЧИТЕЛЬ. Возникает вопрос, какой класс мы будем изучать сегодня? К какому классу относится глюкоза?

Учащиеся высказывают несколько точек зрения.

·        Класс, который мы еще не изучали, что-то новое.

·        Это вещество сладкое, значит, не имеет функциональной группы кислот, т.е. не кислота. Кислота – кислая на вкус.

·        Если сладкое, может быть сходна с глицерином и имеет гидроксильные группы – ОН.

·        Это вещество, может быть, содержит альдегидную группу…

УЧИТЕЛЬ. Чтобы проверить на практике, какая гипотеза будет правильной, предлагаю провести небольшой эксперимент.

Каждая группа проводит опыт с имеющимися на столе реактивами.

Некоторые  группы к раствору глюкозы приливают свежеприготовленный гидроксид меди (II) и приходят к тому, что глюкоза – многоатомный спирт. Другие группы к раствору глюкозы приливают аммиачный раствор оксида серебра и нагревают. После этого утверждают, что это альдегид.

Возникает дискуссия, мнения разделяются.

Проблемный вопрос: К какому классу относится глюкоза?

Выдвижение гипотез:

-         Глюкоза – многоатомный спирт

-         Глюкоза – альдегид.

Решение проблемы.

Предложение учителя не торопиться с выводами и использовать все имеющиеся на столе реактивы. Учащиеся каждой группы, проделав второй опыт, делают вывод, что глюкоза проявляет двойственные свойства: и альдегидов, и многоатомных спиртов.

УЧИТЕЛЬ. Продолжим исследование в наших научных лабораториях. Попробуйте предположить молекулярную формулу глюкозы, зная, что ее молекулярная масса равна 180 и количество атомов кислорода равно количеству атомов  углерода.

Ребята снова выдвигают несколько гипотез.

-         Необходимо учитывать наличие атомов углерода.

-         Их должно быть меньше десяти, так как относительная масса глюкозы равна 180.

-         И атомов кислорода не может быть десять.

-         Если предположить, что в молекуле глюкозы пять атомов кислорода?

УЧИТЕЛЬ (упрощает задачу). В молекуле глюкозы шесть атомов углерода, и простейшая формула глюкозы СН2О.

Ребята производят математические действия.

Мr(глюкозы) = 180,  Мr(СН2О) = 12+2+16 = 30  

К= Мr(глюкозы)/ Мr(СН2О) = 6

Необходимо все индексы в формуле  умножить на 6. Каждая группа определяет молекулярную формулу глюкозы – С6Н12О6.

УЧИТЕЛЬ. А теперь сами попытайтесь составить структурную формулу глюкозы. Какие данные необходимо для этого знать?

УЧЕНИКИ. Количество гидроксильных групп. Количество альдегидных групп.

Во время фронтальной беседы с ребятами выясняем, что в составе молекулы глюкозы одна альдегидная группа и пять гидроксильных групп:

                                     О

СН2ОН –(СН2ОН)4    С     Н

Далее объясняю о наличие циклической формы глюкозы, - и -формы.

II. Изучение свойств глюкозы.

Выясняя строение молекулы глюкозы, ребята определи следующие химические свойства глюкозы:

1.     взаимодействует с Си(ОН)2, при нагревании образует красный осадок;

2.     взаимодействует с Ag2O в аммиачном растворе с образованием свободного серебра (реакция «серебряного зеркала»)

Учащиеся вносят  записи уравнений  химических реакций в проектные листы.

УЧИТЕЛЬ. Пользуясь материалами учебника, дополните химические свойства глюкозы как многоатомного спирта.

Каждая группа записывает уравнения химических реакций в тетрадь:

а) взаимодействие с уксусной кислотой с образованием сложного эфира по всем гидроксильным группам

б) образование шестиатомного спирта под действием восстановителя.

УЧИТЕЛЬ. Есть у глюкозы и другие специфические свойства. Используя материал учебника, внесите в проекты специфические свойства глюкозы: спиртовое брожение, молочнокислое брожение, маслянокислое  брожение

Самостоятельная работа учащихся по материалам учебника.

 

 

III. Закрепление изученного материала.

Графический диктант

IV. Домашнее задание.

Закрепить умения писать уравнения химических реакций. Красочно оформить проект.

 

 


Тема урока: «Кислоты»

8 класс

 

Цели обучения: выяснить определение кислот, их состав и классификацию; исследовать химические свойства кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, основными оксидами и основаниями.

Цели развития: продолжить формирование умений делать опыты, наблюдать, анализировать, выделять главное, делать выводы.

Цели воспитания: способствовать формированию научного мировоззрения; воспитывать культуру труда, инициативность, уверенность в своих силах, самостоятельность, любознательность.

Оборудования и реактивы: проектор с экраном, презентация; на столах учащихся лотки с оборудованием и веществами: соляная кислота HCl, серная кислота H2SO4, азотная кислота HNO3, ортофосфорная кислота H3PO4, индикаторы: фенолфталеин, метилоранж, лакмус, гранулы цинка, алюминия, меди, оксид меди (II) CuO, гидроксид натрия NaOH, штатив с пробирками или планшетки.

Формы: фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа обучающего характера.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

           I.            Организационный момент.

       II.            Мотивация.

         Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.

И сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно? Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств.(слайд 1)

–  Лимон, яблоко - кислые на вкус…

 – Кислоты

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты. (слайд 2)

Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты

Что же нам необходимо знать о кислотах? – Состав, строение, свойства, названия, их представителей…

Откройте тетради, запишите тему урока: «Кислоты: состав, классификация, свойства». (слайд 3)

Таким образом, мы обозначили и цели урока.

III.     Формирование новых знаний.

1. Выяснение состава, классификации и номенклатуры кислот.

Общее число существующих кислот велико, его трудно определить даже приблизительно. Наибольшее значение имеют 30-50 кислот (неорганических или минеральных).

“Мать всех кислот” – серная кислота. Ее значение, ребята, очень велико. Так, например, по объему производства этой кислоты нередко судят о развитии всей химической промышленности страны. (Слайд 5). Формула ее – H2SO4. Запишите формулу и название в тетрадь. Делают записи

(Слайд 6). Не менее важна как в химической промышленности, так и в жизни, она входит в состав желудочного сока,– хлороводородная или соляная кислота. Формула ее HCl, отметьте у себя в тетрадях. Делают записи

Как вы видели из предыдущих примеров, по агрегатному состоянию кислоты бывают - жидкие, а есть кристаллические (твердые). (Слайд 7). Например, борная кислота состава H3BO3. Ее вы можете встретить в домашней аптечке. Делают записи

Перечисленные кислоты относятся к минеральным или неорганическим.

А вот названные вами ранее лимонная, яблочная, аскорбиновая, а также хорошо вам известная уксусная кислота и многие другие относятся к органическим. (Слайд 8)

Большинство кислот (в том числе и приведенные примеры) являются растворимыми веществами. Исключением является кремниевая кислота, формула которой H2SiO3.  (Слайд  9). Проверьте свои записи и допишите нерастворимую кислоту. Делают записи

Посмотрите на записанные вами формулы кислот. Какой вывод об их составе мы можем сделать? Делают вывод о составе кислот

Часть кислоты без атома водорода называется кислотным остатком. Значит кислоты – это … сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков

(Слайд 10). Послушайте еще раз это определение и запишите его в тетрадь. Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Записывают определение, проговаривают его.

(Слайд 11). Задание 1. Из следующего перечня выпишите формулы кислот:

а) H2SO4, MgCl2, Ca(OH)2, CuSO4, H2O, HCl, Fe2O3, NaOH, HF, Al2(SO4)3.

б) H2CO3, MgO, H2S, Fe(OH)3, ZnCl2, H3AsO4, H2MnO4, NaCl, Ca3(PO4)2, ZnO.

           Задание 2. Игра «Третий лишний».

а) BaO, HNO3, HCl; б) H2SO4, HI, H2O; в) Na2CO3, H2SO3, H2S; г) HF, HCl, КОН.    

            Обратите внимание на водород и кислотный остаток. Чем различаются кислоты? По какому признаку можно разделить кислоты на 2 группы? На 3 группы? (работа с карточками кислот и выяснение классификации кислот).

Действительно, все кислоты можно разделить на бескислородные и кислородсодержащие. Какая из записанных ранее кислот бескислородная? Кислородсодержащие? (слайд 13). Запишите классификацию по данному признаку, приведите примеры.

Какое отличие в следующих группах вы можете увидеть? (слайд 14). … разное число атомов водорода.

Число атомов водорода определяет основность кислоты. Таким образом. По числу атомов водорода (основности) различают одноосновные, двухосновные, трехосновные кислоты (слайд 15). Запишите классификацию по данному признаку, приведите примеры.

Возьмите карточки №1. Работаем в парах. Проверьте результат. (слайд 16)       

Приведенные на рисунке формулы кислот

распределите в следующем порядке:

 

1.       Кислородсодержащие;

2.       Бескислородные;

3.       Одноосновные;

4.       Двухосновные;

5.       Трехосновные.

 

 

 

Как дают названия кислотам? Вы обратили внимание на большое их разнообразие. Чтобы не запутаться в многочисленных названиях, существуют определенные правила названия кислот.

(Слайд 17). Названия кислот состоят из прилагательного и существительного “кислота”.

Прилагательные бескислородных кислот состоят из двух корней обозначающих химические элементы, составляющие эти кислоты.

Прилагательные кислородсодержащих кислот состоят из корня-названия химического элемента-неметалла, образующего данное соединение плюс суффикс –н, если данный элемент находится в высшей валентности;

Или суффикс -ист, если этот элемент имеет промежуточную валентность.

Если вопросов нет, возьмите карточки №2, выполните задание, опираясь на полученные знания, обсудите результат в парах. Выполняют задание в парах, опираясь на записи в тетради и на экран.                                          

Назовите кислоты и дайте им характеристику по плану:                                                                                                           

·     Название                                                         

·     Наличие кислорода                                                             

·     Основность

·     Растворимость

           1) H2S                             2) HClO4

Назовите кислоты и дайте им характеристику по плану:

·     Название

·     Наличие кислорода

·     Основность

·     Растворимость

                       1) HF                              2) H3PO4

Расскажите, что у вас получилось. Проверьте результат (слайд 18). Проверка результатов идет после каждого ответа учащихся

 

2. Изучение свойств кислот. 

Чтобы правильно использовать вещества, нужно знать их свойства. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо несколько слов сказать и о физических свойствах.

На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.

Запах – большинство кислот не обладают запахом, однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный.

Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые», чтобы убедится, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведем и профилактику гриппа.

Запись в тетради:

1.                Физические свойства:

а) жидкости (кроме кремниевой кислоты),
б) без цвета,
в) без запаха,
г) кислые на вкус. (слайд 19)

Ну а теперь, наше внимание направлено на химические свойства.

Запись в тетради:

2.                Химические свойства.

А как ведут себя кислоты с другими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. (слайд 20,21)

            Итак, ребята, нам надо выяснить, что такое индикаторы. Мы познакомимся с тремя индикаторами, которые чаще всего используют в лаборатории: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин. Это вещества, с помощью которых можно определить реакцию среды (от латинского «indicator» - указатель). Пользуясь алгоритмом проведения эксперимента, выясните действие растворов кислот на индикаторы, а результаты оформите в виде таблицы.

Название кислоты

 

Химическая формула

 

Действие на индикаторы

а) лакмус

б) метиловый оранжевый

в) фенолфталеин

 

 

После окончания работы каждая группа приклеит свои результаты на общую таблицу, найдя в ней свою кислоту. На выполнение этого задания вам отводится 4 минуты.

 Все закончили проведение эксперимента, подвели итоги, и мы разбираемся с первым свойством кислот – действием на индикаторы (таблица).

Ответьте на следующие вопросы:

1) Как изменяется цвет каждого из индикаторов в растворах кислот?

2) Для чего можно использовать индикаторы?

(слайд 22)

Следующее свойство кислот – взаимодействие с металлами. Проведите по алгоритму следующий эксперимент и выясните отношение кислот с металлами. Запишите уравнения, проведенных реакций.

Ответьте на вопросы:

1) Все ли металлы реагируют с кислотами?

2) Какие вещества образуются при взаимодействии металлов  с кислотами?

 (слайд 23, 24)

Последнее химическое свойство кислот, которое мы сегодня исследуем, - взаимодействие с оксидами металлов. По алгоритму действий проведите эксперимент, оформите результаты. (слайд 25).

Вывод: кислоты – активные вещества. (слайд 27)

IV. Закрепление.

Первое знакомство с кислотами состоялось. Насколько продуктивным оно было, проверьте, ответив на вопросы небольшого теста. (слайды 28-33) (выставление оценок)

 

V. Домашнее задание.

 

 

 

 

Приложение 1

Действие кислот на индикаторы

Алгоритм действий.

Цель опыта:  Выявить на практике результат действия индикаторов на кислоты.

Реактивы: соляная кислота, индикаторы – лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

                                                              Ход работы:

1.     Возьмите планшетку с ячейками.

2.     В три пронумерованные ячейки налейте по 3-4 капли соляной кислоты.

3.     В первую ячейку добавьте  несколько капель индикатора лакмуса, во вторую – метилоранж, в третью – фенолфталеин.

4.     Результаты эксперимента запишите в таблицу:

 

Название кислоты

 

Химическая формула кислоты

 

Действие на индикаторы:

а) лакмус

 

б) метиловый оранжевый

 

в) фенолфталеин

 

 

 

Действие кислот на металлы.

Цель опыта: выявить на практике отношение кислот к металлам.

Реактивы: соляная  кислота, металлы – цинк, железо, медь.

Ход работы:

1.            В ячейки поместите небольшое количество металла.

2.            Прилейте  к металлам несколько капель кислоты.

3.            Какие изменения вы наблюдаете? Запишите уравнения данной реакции.           

 

Действие кислот на оксиды металлов.

Цель опыта: выявить отношение кислот к оксидам металлов.

Реактивы: соляная кислота, оксид меди (II).

Ход работы:

1.            В ячейку поместите небольшое количество порошка оксида меди (II).

2.            Прилейте несколько капель соляной кислоты.

3.            Какие изменения вы наблюдаете? Запишите уравнения химической реакции.

Действие кислот на основания.

Цель опыта: выявить отношение кислот к основаниям.

Реактивы: соляная кислота, гидроксид натрия.

Ход работы:

1.            В ячейку прилейте несколько капель гидроксида натрия и прилейте несколько капель индикатора фенолфталеина.

2.            Прилейте несколько капель соляной кислоты.

3.            Какие изменения наблюдаете? Запишите уравнения реакций.

 

Приложение 2

Задание 1. Из следующего перечня выпишите формулы кислот:

а) H2SO4, MgCl2, Ca(OH)2, CuSO4, H2O, HCl, Fe2O3, NaOH, HF, Al2(SO4)3.

б) H2CO3, MgO, H2S, Fe(OH)3, ZnCl2, H3AsO4, H2MnO4, NaCl, Ca3(PO4)2, ZnO.

Задание 2. Игра «Третий лишний».

а) BaO, HNO3, HCl; б) H2SO4, HI, H2O; в) Na2CO3, H2SO3, H2S; г) HF, HCl, КОН.    

 

4. 1. Динамика успеваемости и знаний качества учащихся по химии

                   Годы

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

Качество

58%

58%

63%

65%

 

4.2. Анализ ЕГЭ по химии

Учебный год

Количество учащихся, сдавших ЕГЭ

Оценки

Успеваемость

(в %)

Качество

(в %)

Средний

балл

5

4

3

2

2007

5

-

3

2

-

100

60

51

2008

2

-

1

1

-

100

50

52

2009

6

2

3

1

-

100

83

57,5

2010

3

3

-

-

-

100

100

74

Позитивная динамика итогов ЕГЭ

 

  

4.3. Внеурочная деятельность

Все 20 лет занимаюсь внеурочной деятельностью:

-                Провожу консультации для затрудняющихся;

-                Веду кружок «Химия для любознательных»;

-                Организую участие детей в заочной химической школе «Дьо5ур»;

-                Организую участие детей в заочной олимпиаде «Ленский край»;

-                Веду занятия по подготовке к ЕГЭ;

-                Веду элективные курсы.

-                Провожу различные мероприятия в предметных неделях.

 

4.4. Итоги олимпиад по химии муниципального и республиканского уровня

 

Итоги муниципальных олимпиад за последние три года:

2008 год – 2 призера: 1место и 3 место

2009 год – 4 призера: два 1 мест и два 2 мест

2010 год – 4 призера: два 2 места и два 3 места

Участие в региональном этапе республиканской олимпиады:

2008 год -1 участник;

2009 год -2 участника. По итогам олимпиады ученица 11 класса Маркова Вероника получила с ЯГУ рекомендация поступить на БГФ ЯГУ.

В 2009 году Новикова Виолетта  участвовала в суперфинале республиканской олимпиады по химии в  г. Якутске.

Ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы и ССУЗы: 2001г. - 5 учеников, 2005г. - 6 учеников, 2006г. 7 ученик, 2007г. - 4 ученика, 2008г. - 5 учеников, 2009г.- 6 учеников, 2010г. – 2.

 

 

 

4.5. Классное руководство

         Постоянно являюсь классным руководителем. Последний выпуск – в 2009 году, выпуск первого гимназического класса, среди которых – 2 золотых медалиста, 1 – серебряный медалист. Успеваемость – 100%, качество образования – 75%. Все выпускники поступили в ВУЗы. За период обучения учащиеся активно участвовали во всех школьных, городских, республиканских и всероссийских мероприятиях. Защищали честь школы в муниципальных и республиканских предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, конкурсах. Были активными членами самоуправления не только класса, но и школы.

         В данное время являюсь классным руководителем 6 «а» класса. Работаю с классом уже второй год.

         Цель воспитательной работы: формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.

Задачи:

1.     Изучение каждого ученика как личность.

2.     Помочь ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал.

3.     Повысить социальную активность, привлечь к участию в общественной жизни.

4.     Способствовать развитию интеллекта и познавательных интересов учащихся.

5.     Раскрыть и поддерживать индивидуальные способности детей, создать условия для их таланта.

6.     Развивать классное самоуправление.

Основные направления воспитательной работы:

1.       Здоровье

2.       Взаимодействие

3.       Нравственность

4.       Интеллект

5.       Досуг

6.       Семья.

Психолого – педагогическая характеристика 6 «а» класса

         В классе 7 учащихся. Из них: 4 мальчиков и 3 девочек.  Состав класса по возрасту однородный. Все из многодетных и малообеспеченных семей. Из полных семей - 2 ученика. Один ученик учится индивидуально по состоянию здоровья.  Все являются членами классного самоуправления.

Характеристика деятельности класса:

а) В классе предпочитают такие виды деятельности, как труд, творчество, общение

б) Учащиеся пока не могут самостоятельно ставить цели своей деятельности

в) Потребность в эмоционально близких контактах - мотивы участия школьников в деятельности класса

Характеристика взаимоотношений:

а) Взаимоотношения в классе спокойные. Нет лидеров, нет и «отверженных»

б) Главенствуют в классе нормы, ценности такие как дружба, товарищество.

в) Конфликтов среди детей особых не наблюдается, а если и возникают, то разрешаются быстро.

г) В классе преобладает эмоциональный настрой. Как известно, в этом возрасте дети подвижны, шумны  и непредсказуемы.

Место класса в школе:

а) Класс осознает себя единым целым

б) Учащиеся класса участвуют в кружках, секциях, факультативных занятиях

в) Класс участвует в общешкольных и классных делах.

 

Распространение опыта

         2008 год – мастер-класс по теме «Серная кислота» в 9 классе в рамках семинара учителей естественного цикла.

         2010 год – мастер-класс в педагогическом десанте, проведенной в сельской  школе (п. Дулгалах)

Сведения о повышении квалификации:

1.                Проблемные курсы по теме: «Опыт разработки оптимального ритма учебного года в условиях Заполярья» в объеме 72 часа;

2.                Фундаментальные курсы ИПКРО по теме: «Психологическое сопровождение в методике здоровьесберегающего пространства» в объеме 144 часа;

3.                Курсы ИПКРО по теме «Предпрофильное, профильное  обучение «Сатабыл» в системе модернизации и дуального образования» в объеме 72 часа;

4.                Семинар Республиканского центра дополнительного образования «Воспитание в современной школе» в объеме 72 часа; (сертификат)

5.                Районный семинар на тему «Гражданское правовое образование и соблюдение прав участников образовательного процесса».(сертификат)

 

Оценка работы педагога

Характеристика на Потапову Светлану Ильиничну, учителя химии МОУ «Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова»

Светлана Ильинична в данной школе работает 18 лет. Предыдущую аттестацию прошла 2006 году на первую квалификационную категорию.

Потапова СИ. имеет педагогический стаж 20 лет. Педагогический опыт, отличные знания предмета, любовь к своему делу, творческий подход, высокий уровень научно - методической подготовки, владение разнообразными методами и способами обучения являются гарантом успешной профессиональной деятельности учителя.

Светлана Ильинична - одна из ведущих учителей химии района. На уроках хорошо прослеживается логически смысловая нить законов химии, умело строится межпредметная связь. Путем алгоритмического подхода учит детей поиску оригинальных методов решения задач. Ряд лет работает над проблемой «Развитие логического мышления учащихся путем решения задач по химии».

Уделяет внимание практической направленности обучения. Ее уроки имеют связь с жизнью, часто сопровождаются лабораторными опытами, подтверждаются практической демонстрацией фактов. Обучаемые, овладевая навыками практической работы по предмету, успешно выступают с презентацией своих проектов на научно-практических конференциях, творческих экзаменах. Имеет оснащенный кабинет, который постоянно пополняется дополнительным материалом. Руководит кружком «Химия для любознательных». Организует участие детей в заочной химической школе «Дьо5ур», по результатам которых дети не раз приглашались на республиканскую очную школу «Дьо5ур».

Светлана Ильинична ежегодно добивается 100% успеваемости при качестве знания 53-58% по химии. Ряд лет ее ученики занимают призовые места в улусной олимпиаде: 2008г. - 2 места, 2009 г.- 4 места, 2010 г.- 4 мест. По результатам республиканского тура Всероссийской олимпиады по химии 2008, 2009 годов ее ученица вошла в десятку лучших. Ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы и ССУЗы: 2001г. - 5 учеников, 2005г. - 6 учеников, 2006г. - 7ученик, 2007г. - 4 ученика, 2008г. - 5 учеников, 2009г.- 6 учеников, 2010г. – 2.

Ежегодно проводит открытые уроки и мероприятия, своим опытом постоянно делится с коллегами. В дни Министерства образования PC (Я), проведенных 2004г. в Верхоянской школе, провела мастер-класс по химии, который получил высокую оценку. В 2006 г. приняла активное участие в Международном семинаре с участием экспертов Совета Европы «Межкультурный диалог через образование». На районном семинаре в 2009г. открытые уроки Потаповой СИ. признаны лучшими ее коллегами - химиками. В 2010 году успешно участвовала в педагогическом десанте, проведенном в сельских школах. Материалы открытых мероприятий включены в методическую брошюру «От урока к уроку».

Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень на курсах ИПКРО МО РС(Я) 2005, 2007, 2008 гг.

Потапова С.И. незаменимый классный руководитель. Ведет неутомимую работу по сплочению классного коллектива, прививает навыки культуры, сознательной дисциплины, помогает приложению жизненных путей. Имеет тесный контакт с родителями. В 2009 г. выпустила первый гимназический класс в истории Верхоянской школы, среди которых - 2 золотых, 1 серебряный медалисты.

Светлана Ильинична требовательный, справедливый, добрый и отзывчивый учитель. Пользуется авторитетом среди учащихся, родителей и коллег, как инициативный, высоко эрудированный и требовательный педагог. Ряд лет работала членом профкома школы, активным общественником. Систематически проводит экологическую работу в городе.

Ее труд был отмечен грамотами школы, МУ УОВР, МО РС(Я), награждена знаком «Отличник образования Республики Саха (Якутия)»

 


 

 

Хостинг от uCoz