на главную страницу


 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

МОУ  "Верхоянская средняя общеобразовательная школа им. М.Л. Новгородова", ассоциированная школа ЮНЕСКО

                                       Республиканская экспериментальная площадка по теме:        

           «Культурно-образовательный туризм детей на Полюсе Холода как  средство формирования социально адаптированной личности учащихся».        

Идея проекта:  Организация международного культурного туризма детей на Полюсе холода, как средство формирования открытого образовательного пространства, где создаются условия для самореализации личности учащегося, как радушного хозяина земли, готового к межкультурному диалогу.

 Цель: Создание открытой  образовательной среды посредством международного культурно-образовательного туризма, обеспечивающей развитие у каждого школьника  способностей к позитивной самореализации, как условия их индивидуального развития.

 Задачи:

1.     Скорректировать учебные программы и разработка новых спецкурсов в соответствии с проектом.

2.     Исследование, апробация и внедрение в практику образовательной деятельности различных форм (проектная деятельность, элективные курсы по гуманитарным и прикладным направлениям) и методов, повышающие качество образования и воспитания.

3.     Отработка механизмов анализа и диагностирования, позволяющего судить о получении качественно новых результатов в образовательном процессе способствующих индивидуальному развитию учащихся.

4.     Обеспечение социального и делового партнерства школы в пространстве малого города на вечной мерзлоте с привлечением администрации улуса, родителей, попечительского совета и т.п.;

  Ожидаемые результаты и критерии их оценки:

1.     Повышение уровня обученности: применение знаний в стандартной, измененной, новой и творческой ситуации.

2.     Повышение уровня воспитанности: общей культуры, ценностных ориентаций, морально-нравственных качеств.

3. Повышение уровня социализации, подготовленности к жизни за счет повышения мотивации к трудовой деятельности,  к выполнению различных социальных ролей в современных рыночных условиях.

4.     Повышение социально-педагогической активности окружающего социума;

5.     Повышение инициативы и сознание личной ответственности школьника.

6.     Сотрудничество учителей, родителей и учащихся и их взаимоотношения.

7.     Умение учащихся использовать приобретённые универсальные знания  в повседневной жизни;

8.     Развитие творческих способностей и других индивидуальных качеств.

9.     Осмысленный выбор учащимися будущей профессии;

База эксперимента: Верхоянская средняя школа, пришкольный интернат на 25 мест,  оздоровительный лагерь «Харысхал».

 Форма представления результатов эксперимента для массовой практики:

Издание путеводителя, проспектов, фотоальбомов, выставки прикладного искусства, практические семинары для учителей,  образовательные экспедиции для учащихся и учителей.

Работа с социальными партнерами:

Социальные партнеры.

Содержание работы

Формы

Образовательные учреждения: школы улуса, ПТУ, АШ ЮНЕСКО

Популяризация идеалов и принципов ЮНЕСКО. Обмен информацией и опытом. Краеведческая работа.

Выставки художественного и прикладного творчества. Конкурсы фольклора народов Якутии и народов стран, вероятных партнеров по туризму. Совместные летние лагеря. Экспедиции, конференции и др.

Предприятия  и учреждения города (ДМШ, ЦТНК, краеведческий музей «Полюс Холода»,   метеостанция, станция юных натуралистов, МУП «Верхоянскторг», СХПК «Полюс Холода», общественные организации и др. 

Согласование программы, репертуаров, проектов, планов деятельности с проектом МКДТ. Заключение договоров о совместной деятельности.

Включение в план работы ЦТНК, ДМШ и микрорайонов.

МО РС (Я), УУО, МО «г.Верхоянск», МО «Верхоянский улус», ИПКРО, Министерство молодежи, туризма и спорта РС (Я). ООО «ТЭО» - Центр образовательных услуг.

Оказание практической и методической и финансовой помощи в реализации проекта.

Повышение квалификации кадров, семинары, конференции,  проведение экспертизы соответствия проекта образовательным стандартам.

Спонсоры (Попечительский совет, администрации МО района и города, учреждения и частные предприниматели, физические лица).

Оказание помощи в создании материального обеспечение проекта, участие в его реализации.

Создание фонда развития детского туризма в Верхоянском районе, создание фонда поддержки инновационных проектов. Оказание непосредственной помощи в организации экспедиций, лагерей, обеспечение материалами для прикладного искусства, поделок, сувениров.

 

Практическая значимость:  Выработка у школьников позиции деятельных участников в преобразовании социальной среды путем добровольного, сознательного и активного выполнения взятых на себя обязательств. В межкультурном детском туризме учащиеся приобретают социальную зрелость, активно готовясь к трудовой деятельности, которая наряду с познавательной формируется в органическом единстве, оказывая большое влияние на развитие личности школьника и на ее связи с открытой образовательной средой.

Реализация:

Реализация проекта идет по 5основным  направлениям:

1. «Природа»

Цель: Развитие исследовательско – практической деятельности учащихся, через изучение природно-климатических особенностей и образа жизни населения Верхоянья.

Задачи:

1.Изучение природно-климатических особенностей Верхоянья:

- Географическое положение.

- Климат.

- Рельеф и полезные ископаемые.

- Внутренние воды.

- Животный и растительный мир.

- Охраняемые территории Верхоянья.

- Хозяйство Верхоянья (коневодство, скотоводство, овощеводство).

2.Подготовка гидов-экскурсоводов среди учащихся.

3.Разработка маршрутов.

Формы и содержание работы.

1. Включить в образовательный компонент изучения природы родного края по всем предметам.

2. Усилить изучение краеведческого материала на уроках и во внеурочное время по предметам естественного цикла.

3. Разработка программ элективных курсов.

4. Учить детей проектной деятельности.

5. Продолжить научно-исследовательскую работу учащихся с выходом на конференцию «Шаг в будущее» и в других конкурсах.

6. Продолжить работу школьного экологического общества «Эрэл».

7. В летнее время организовывать исследовательскую и трудовую деятельность учащихся в лагерях, экспедициях, пришкольных и семейных хозяйствах.

 2. «Духовность»

 У янских якутов наблюдается своеобразная смесь традиций и быта разных народов; эвенов, эвенков, саха и русских. В качестве способов природосообразной жизнедеятельности янские якуты выработали свои традиции и обычаи,  т.е. острые социальные и экологические проблемы, становятся актуальными и приобретают общечеловеческие значения идеи и гармонии человека с окружающим миром, культом природы.

Цель: Ознакомление учащихся с традициями, обычаями  янских якутов.

Задача:

  1. Разработать элективные курсы по учебным предметам; ОБЖ, физической культуре  с учетом регионального компонента. 

  2. Разработать оптимальные маршруты с учетом времен года и интересов ребят 12 – 16 лет.

  3. Создать наиболее благоприятные условия для комфортного проживания. (строительство юрт в зимнем и летнем варианте).

 3.  «Особенности культуры северных Саха»

        Цель: Развить личностную культуру ребенка и воспитание любви к малой Родине через изучение культуры родного края. Приобщение детей ко всем видам национального искусства, к истокам народной культуры, которая является средством формирования  у них патриотических чувств и развития духовного самоопределения. 

            План реализации:

1. Сбор материалов, сведений. Исследовательские экспедиции (об обычаях коренных жителей, ысыах, пища, конный и рогатый скот, о якутских богах, легенды и  предания и т.д.)

 2. Изучение прикладного искусства, быта, фольклора, языка, традиций и обычаев Верхоянских якутов.

 3. Разработать программы элективных курсов,кружков.

 4.  Изготовление сувениров, украшений и т.д.

 5. Разработать доклады, сборники, брошюры, участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее» и т.д.

4.     «История города Верхоянска»

Цель: Организация туристических маршрутов по историческим местам.

Задачи: Сбор материалов: легенды и предания, изучение карт местности различных исторических периодов, изучение ямщицких трактов, карт экспедиций, изучение мест оснований самого города в тесном сотрудничестве с ВУРКМ.

  • Подготовка и разработка вариантов маршрутов различных климатических периодов (зима, лето).

  • Разработка смет расходов.

  • Подготовка гидов для работы в краеведческом музее, в черте города и за его пределами.

  • Подготовка проводников, снаряжения, гружевого транспорта, переправы, мест отдыха (стоянок).

  • Апробация маршрута.

Темы экскурсий: Тропа первопроходцев, Тропа золотоискателей, ямщицкий тракт Якутск – Верхоянск, северные экспедиции (Седов, Толь, Колчак), Метеонаблюдения, Рождение города, Этнотопонимика. Экскурсии разрабатываются учащимися, таким образом, мы привлекаем их к научно-исследовательской деятельности.

 5. «Межкультурное общение» 

В нашем проекте учащиеся заняты на всех этапах его реализации, одним из направлений деятельности является подготовка гидов-переводчиков, экскурсоводов.

В нашей школе учащиеся изучают французский или английский  языки, начиная с 5-го класса. Однако, в будущем году, по новому базисному плану, иностранный язык будет введен со 2-го класса. В многопрофильных гимназических классах ведется обучение второму иностранному языку с 8-го класса

Цель: Развитие у учащегося способности к межкультурной коммуникации.

Задачи:

  1. Разработка элективных курсов и кружков

  2. Расширение регионального  компонента в программах обучения иностранному языку.

  3.  Разработка интегрированных курсов («сравнительный анализ русского, якутского и иностранного языков», «история плюс иностранный язык», история родного края, якутская национальная культура плюс страноведение);



 РАЗДЕЛЫ
© 2013