на
главную страницу
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПЛОЩАДКА
МОУ
"Верхоянская средняя общеобразовательная школа им. М.Л. Новгородова",
ассоциированная школа ЮНЕСКО
Республиканская экспериментальная
площадка по теме:
«Культурно-образовательный туризм детей на Полюсе Холода как
средство формирования социально адаптированной личности учащихся».
Идея проекта:
Организация международного культурного
туризма детей на Полюсе холода, как средство формирования открытого
образовательного пространства, где создаются условия для самореализации
личности учащегося, как радушного хозяина земли, готового к
межкультурному диалогу.
Цель:
Создание открытой образовательной среды посредством международного
культурно-образовательного туризма, обеспечивающей развитие у каждого
школьника способностей к позитивной самореализации, как условия их
индивидуального развития.
Задачи:
1.
Скорректировать учебные
программы и разработка новых спецкурсов в соответствии с проектом.
2.
Исследование,
апробация и внедрение в практику образовательной деятельности различных
форм (проектная деятельность, элективные курсы по гуманитарным и
прикладным направлениям) и методов, повышающие качество образования и
воспитания.
3.
Отработка механизмов
анализа и диагностирования, позволяющего судить о получении качественно
новых результатов в образовательном процессе способствующих
индивидуальному развитию учащихся.
4.
Обеспечение
социального и делового партнерства школы в пространстве малого города на
вечной мерзлоте с привлечением администрации улуса, родителей,
попечительского совета и т.п.;
Ожидаемые
результаты и критерии их оценки:
1.
Повышение уровня
обученности: применение знаний в стандартной, измененной, новой и
творческой ситуации.
2.
Повышение уровня
воспитанности: общей культуры, ценностных ориентаций,
морально-нравственных качеств.
3. Повышение
уровня социализации, подготовленности к жизни за счет повышения
мотивации к трудовой деятельности, к выполнению различных
социальных ролей в современных рыночных условиях.
4.
Повышение
социально-педагогической активности окружающего социума;
5.
Повышение инициативы
и сознание личной ответственности школьника.
6.
Сотрудничество
учителей, родителей и учащихся и их взаимоотношения.
7.
Умение учащихся
использовать приобретённые универсальные знания в повседневной
жизни;
8.
Развитие творческих
способностей и других индивидуальных качеств.
9.
Осмысленный выбор
учащимися будущей профессии;
База эксперимента:
Верхоянская средняя школа, пришкольный интернат
на 25 мест, оздоровительный лагерь «Харысхал».
Форма представления
результатов эксперимента для массовой практики:
Издание путеводителя, проспектов,
фотоальбомов, выставки прикладного искусства, практические семинары для
учителей, образовательные экспедиции для учащихся и учителей.
Работа с социальными партнерами:
Социальные партнеры.
|
Содержание работы |
Формы |
Образовательные учреждения: школы
улуса, ПТУ, АШ ЮНЕСКО |
Популяризация идеалов и принципов
ЮНЕСКО. Обмен информацией и опытом. Краеведческая работа.
|
Выставки художественного и
прикладного творчества. Конкурсы фольклора народов Якутии и
народов стран, вероятных партнеров по туризму. Совместные летние
лагеря. Экспедиции, конференции и др. |
Предприятия
и учреждения города (ДМШ, ЦТНК, краеведческий музей «Полюс
Холода», метеостанция, станция юных натуралистов,
МУП «Верхоянскторг», СХПК «Полюс Холода», общественные
организации и др.
|
Согласование программы, репертуаров,
проектов, планов деятельности с проектом МКДТ. Заключение
договоров о совместной деятельности. |
Включение в план работы ЦТНК, ДМШ и
микрорайонов. |
МО РС (Я), УУО, МО «г.Верхоянск», МО
«Верхоянский улус», ИПКРО, Министерство молодежи, туризма и
спорта РС (Я). ООО «ТЭО» - Центр образовательных услуг. |
Оказание практической и методической
и финансовой помощи в реализации проекта. |
Повышение квалификации кадров,
семинары, конференции, проведение экспертизы соответствия
проекта образовательным стандартам. |
Спонсоры (Попечительский совет,
администрации МО района и города, учреждения и частные
предприниматели, физические лица). |
Оказание помощи в создании
материального обеспечение проекта, участие в его реализации. |
Создание фонда развития детского
туризма в Верхоянском районе, создание фонда поддержки
инновационных проектов. Оказание непосредственной помощи в
организации экспедиций, лагерей, обеспечение материалами для
прикладного искусства, поделок, сувениров. |
Практическая значимость:
Выработка у школьников позиции деятельных участников в преобразовании
социальной среды путем добровольного, сознательного и активного
выполнения взятых на себя обязательств. В межкультурном детском туризме
учащиеся приобретают социальную зрелость, активно готовясь к трудовой
деятельности, которая наряду с познавательной формируется в органическом
единстве, оказывая большое влияние на развитие личности школьника и на
ее связи с открытой образовательной средой.
Реализация:
Реализация проекта идет по 5основным
направлениям:
1. «Природа»
Цель: Развитие исследовательско –
практической деятельности учащихся, через изучение
природно-климатических особенностей и образа жизни населения Верхоянья.
Задачи:
1.Изучение природно-климатических
особенностей Верхоянья:
- Географическое положение.
- Климат.
- Рельеф и полезные ископаемые.
- Внутренние воды.
- Животный и растительный мир.
- Охраняемые территории Верхоянья.
- Хозяйство Верхоянья (коневодство,
скотоводство, овощеводство).
2.Подготовка гидов-экскурсоводов среди
учащихся.
3.Разработка маршрутов.
Формы и содержание работы.
1. Включить в образовательный компонент
изучения природы родного края по всем предметам.
2. Усилить изучение краеведческого материала
на уроках и во внеурочное время по предметам естественного цикла.
3. Разработка программ элективных курсов.
4. Учить детей проектной деятельности.
5. Продолжить научно-исследовательскую
работу учащихся с выходом на конференцию «Шаг в будущее» и в других
конкурсах.
6. Продолжить работу школьного
экологического общества «Эрэл».
7. В летнее время организовывать
исследовательскую и трудовую деятельность учащихся в лагерях,
экспедициях, пришкольных и семейных хозяйствах.
2. «Духовность»
У янских якутов наблюдается своеобразная
смесь традиций и быта разных народов; эвенов, эвенков, саха и русских. В
качестве способов природосообразной жизнедеятельности янские якуты
выработали свои традиции и обычаи, т.е. острые социальные и
экологические проблемы, становятся актуальными и приобретают
общечеловеческие значения идеи и гармонии человека с окружающим миром,
культом природы.
Цель: Ознакомление учащихся с
традициями, обычаями янских якутов.
Задача:
-
Разработать элективные курсы по учебным
предметам; ОБЖ, физической культуре с учетом регионального
компонента.
-
Разработать оптимальные маршруты с
учетом времен года и интересов ребят 12 – 16 лет.
-
Создать наиболее благоприятные условия
для комфортного проживания. (строительство юрт в зимнем и летнем
варианте).
3.
«Особенности культуры северных Саха»
Цель: Развить личностную
культуру ребенка и воспитание любви к малой Родине через изучение
культуры родного края. Приобщение детей ко всем видам национального
искусства, к истокам народной культуры, которая является средством
формирования у них патриотических чувств и развития духовного
самоопределения.
План реализации:
1. Сбор материалов, сведений.
Исследовательские экспедиции (об обычаях коренных жителей, ысыах, пища,
конный и рогатый скот, о якутских богах, легенды и предания и т.д.)
2. Изучение прикладного искусства, быта,
фольклора, языка, традиций и обычаев Верхоянских якутов.
3. Разработать программы элективных
курсов,кружков.
4. Изготовление сувениров, украшений и
т.д.
5. Разработать доклады, сборники, брошюры,
участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее» и т.д.
4.
«История города Верхоянска»
Цель: Организация туристических
маршрутов по историческим местам.
Задачи: Сбор материалов: легенды и
предания, изучение карт местности различных исторических периодов,
изучение ямщицких трактов, карт экспедиций, изучение мест оснований
самого города в тесном сотрудничестве с ВУРКМ.
-
Подготовка и разработка вариантов
маршрутов различных климатических периодов (зима, лето).
-
Разработка смет расходов.
-
Подготовка гидов для работы в
краеведческом музее, в черте города и за его пределами.
-
Подготовка проводников, снаряжения,
гружевого транспорта, переправы, мест отдыха (стоянок).
-
Апробация маршрута.
Темы экскурсий: Тропа первопроходцев, Тропа
золотоискателей, ямщицкий тракт Якутск – Верхоянск, северные экспедиции
(Седов, Толь, Колчак), Метеонаблюдения, Рождение города, Этнотопонимика.
Экскурсии разрабатываются учащимися, таким образом, мы привлекаем их к
научно-исследовательской деятельности.
5. «Межкультурное общение»
В нашем проекте учащиеся заняты на всех
этапах его реализации, одним из направлений деятельности является
подготовка гидов-переводчиков, экскурсоводов.
В нашей школе учащиеся изучают французский
или английский языки, начиная с 5-го класса. Однако, в будущем
году, по новому базисному плану, иностранный язык будет введен со
2-го класса. В многопрофильных гимназических классах ведется обучение
второму иностранному языку с 8-го класса
Цель: Развитие у учащегося
способности к межкультурной коммуникации.
Задачи:
-
Разработка элективных курсов и кружков
-
Расширение регионального
компонента в программах обучения иностранному языку.
-
Разработка интегрированных курсов
(«сравнительный анализ русского, якутского и иностранного языков»,
«история плюс иностранный язык», история родного края, якутская
национальная культура плюс страноведение);
|